Click to order
Неделя в «Саммерхилл»
День 1
Я прилетела поздним вечером, предварительно не высыпаясь пару ночей подряд, поэтому мой первый день в Саммерхиле прошел в состоянии зомби, пытающегося включить режим восприятия английского языка в своей голове, что удалось лишь частично.

Оговорю с самого начала, что вы не увидите множество детей на моих фотографиях, поскольку в Англии существуют очень строгие законы о защите частной жизни (и Саммерхил имеет свои правила на этот счет), поэтому чаще всего вы увидите либо детей, находящихся далеко от меня, либо людей, которые дали свое согласие на публикацию фотографии.

Я живу в доме внука А. С. Нилла, который находится практически на территории школы. Утром Генри, с которым мы познакомились год назад на конференции IDEC, показывает мне школу и знакомит с людьми. Вообще-то он пытался организовать, чтобы экскурсию провели дети, но сейчас время подготовки к экзаменам и никто не откликнулся на просьбу. Здесь у детей всегда есть выбор, чем они могут заняться, так что Генри пришлось самому водить меня по школе.

Для начала мы зашли в небольшое здание офиса школы — туда мне нужно отнести справку о несудимости (нужна, чтобы жить на территории школы в Англии) и мой паспорт, чтобы с него сняли копию. В этом же домике есть комната для сдачи экзаменов (имеются в виду официальные выпускные экзамены).
Мы идем в сторону рампы для скейтов и встречаем играющих детей лет восьми. Две девочки веселятся и показывают Генри факи, одновременно с этим поедая конфеты. Генри шутит в ответ, говоря что-то вроде «эй, заткнитесь!» — в Саммерхиле официально можно ругаться и материться, вне зависимости от возраста. Здесь учатся 76 детей от 5 до 18 лет. Кто-то из детей ходит босиком и в футболках, хотя погода не очень жаркая — около 12 градусов тепла.

После этого мы идем знакомиться с учителем и детьми, которые занимаются в классе для возраста 10−12 лет. В обучении дети разбиты на возрастные группы. Скорее всего вы знаете об этом, но важная вещь для понимания сути Саммерхилл: здесь нет ни одного обязательного урока, хотя и существует расписание. К слову, в расписании много индивидуальных занятий — если ученик захочет изучить биологию или программирование, он может договориться с соответствующим учителем и назначить занятие.

Затем я знакомлюсь с Эндрю, человеком, который отвечает за охрану безопасности детей в Саммерхилл — всем, что связано с оскорблениями (в том числе онлайн), дискриминацией и тем, насколько работники школы соблюдают правила для сотрудников. Меня точно ждет разговор с ним — в этом году мы устанавливаем большое количество правил для сотрудников и развиваем правила по отношению к насилию в любом его проявлении (буллинг, драки, дискриминация).
Генри очень любит лазать по деревьям, поэтому он показывает мне свое любимое дерево — Большой Бук.

Дереву приблизительно 300 лет и, наверное, все дети Саммерхила когда-либо залезали на него. Я отметила на фотографии ветку, к которой привязана белая ленточка. Ее привязала одна девочка из школы, которой 11 лет, по фотографии непонятно, но это примерно в 10 метрах от земли.
Школой руководит дочь А. С. Нилла — Зоуи Редхед и два ее сына — Уилл и Генри. Генри раньше преподавал музыку в школе, а Уилл преподает столярное дело и работу по металлу. Он настоящий профессионал в этом и мастерская выглядит потрясающе. Уилл говорит, что всё, что происходит в мастерской — это его ответственность и поэтому здесь все работают по его правилам, а игры в этом месте запрещены. Смешной факт: диван в мастерской появился после выхода в свет фильма о Саммерхилле, в фильме мальчик заснул на диване в столярке и после фильма Уилл подумал, что диван в мастерской — это неплохая идея!
Уилл любит делать ножи и учит этому детей.

А вот фотография класса для самых маленьких детей — 5−10 лет. На уроке английского языка они изучают орфографию, эти три слова звучат одинаково, но пишутся по-разному.
  • bitch - сука
  • beech - бук
  • beach - пляж
В соседнем помещении два мальчика с преподавателем сидят в it классе, а в комнате рядом с ними — классе науки — младшие саммерхильцы делают бомбочки для ванны на уроке химии. Девочка из старших классов помогает вести занятие, а Генри шутит, что именно таким образом они моют этих детей — делают мыло и шампуни на уроке, чтобы те, наконец, помылись.
В 13.40 я должна была проводить мастер-класс, но никто не пришел, зато я подробно рассмотрела арт-класс. Как же он похож на «Кавардак»! Невероятное количество разнообразных материалов, обрезки, странные штуки, инсталляции, картины, швейные машинки, ткани — всё, что угодно!
В 15.15 общее собрание — оно проходит три раза в неделю. На собрании разбиралось около 10 кейсов, так что мне сложно будет описать все, но кое-что постараюсь кратко пересказать. Кстати, чтобы посторонний мог присутствовать на собрании, сообщество должно проголосовать за возможность моего присутствия. Мой приезд также согласовывался с сообществом за несколько месяцев.


Первый кейс: маленький мальчик потрогал маленькую девочку за попу. Сообщество обсудило, что важно соблюдать границы других людей и что многие очень чувствительны к таким местам, как гениталии и грудь, поэтому важно понимать, что трогая эти места, ты нарушаешь границы другого. Мальчику вынесли предупреждение, чтобы он внимательней относился к границам других. Кстати, мальчик в Саммерхиле совсем недавно, всего несколько месяцев.


Сексуальность и телесность — отдельная тема здесь, в Саммерхиле разрешена нагота и она не приравнивается к сексуальности. Я помню, что эта часть книги Нилла зацепила меня больше всего, когда я читала ее несколько лет назад.


Другой кейс: девочка-подросток, курение которой не согласовали на собрании, продолжает курить. Сообщество обсуждает, что девочка не получила разрешения, но при этом все равно намерена продолжать курить и не очень понятно, как с этим быть, но все точно не хотят идти у нее на поводу. Решением стал штраф в 10 фунтов.


Третий кейс: девочка-подросток говорит, что учитель IT не пустил ее в IT класс, хотя пустил других детей и в ответ на вопрос «почему» ответил «потому что я так сказал». Учитель ответил, что это было время, когда он мог пускать и не пускать кого хочет и он пустил детей, которые пришли со своими ноутбуками, он никому не давал играть на школьных компьютерах, а девочка хотела играть на школьном компьютере. Сообщество обсудило, что учитель имеет право отказывать кому хочет во внеурочные часы, потому что класс — это его владение, но при этом учителю нужно очень прозрачно объяснять, почему он не пускает кого-либо, чтобы у ребенок не думал, что дело в нем/ней и не было ощущения дискриминации, потому что кого-то пускают, а кого-то нет.
Собрание не обязательно для посещения, но если ты пришел - нужно вести себя в соответствие с правилами.
Вечером некоторые из учителей пошли в местный паб и я присоединилась к ним. Мы много шутили и смеялись, рассказывая о самых нелепых случаях прохождения таможенного контроля в разных аэропортах. Преподаватель искусств спросила меня о моих впечатлениях о собрании и мы стали обсуждать первый кейс про мальчика и прикосновения к интимным местам. Мы поговорили о сексуальном просвещении в Саммерхиле — а оно существует — и о том, как с этим сложно в России.


Сегодня днем я почувствовала, что хотела бы пойти в младшую группу Саммерхилла и, вероятно, закончить школу еще раз. Во-первых, потому что это мой уровень английского, ведь я не знала, что такое beech. Во-вторых, потому что я хочу делать бомбы для ванны, прыгать на батуте, играть в догонялки, кататься на велосипеде, лазать по деревьям — всего этого в моей жизни было так мало или не было вовсе. Я чувствую атмосферу расслабленности, свободы и доверия друг другу. Прозрачности без лишнего психологизма. Внимательности друг к другу, большого количества шуток и веселья по любому поводу. Жизни в сообществе, в котором все знают друг друга и вероятность остаться в стороне очень мала.